В 2025 году множество россиян сталкиваются с проблемой возврата предоплаты за услуги. Около 73% людей уже пережили ситуации, когда они не могли вернуть свои деньги. Это стало актуальной темой, поскольку каждый третий договор на услуги подразумевает предоплату, и при этом 15% таких соглашений заканчиваются спорами о возврате средств, сообщает канал "«Ваше Право» — простые ответы на сложные вопросы. Юридические лайфхаки.".
Что говорит закон?
Согласно Гражданскому кодексу РФ, предоплата, или аванс, считается частью общего платежа, который должен быть возвращен в случае неисполнения обязательств. Исключения составляют лишь случаи, когда в законе или самом договоре прописаны иные условия. Важно понимать, что есть несколько типов предоплаты:
- Аванс — частичная оплата услуг заранее.
- Задаток — сумма, подтверждающая договоренность сторон.
- Полная предоплата — оплата стоимости всех услуг заранее.
К примеру, Верховный суд РФ в одном из решений указал, что независимо от наименования платежа, деньги подлежат возврату, если услуги не были предоставлены.
Некачественные услуги и нарушение сроков
Если оказанная услуга не соответствует заявленным условиям или стандартам качества, потребитель имеет право на полный возврат предоплаты. Признаки некачественной услуги могут включать:
- Несоответствие заявленным характеристикам.
- Отсутствие соответствия общепринятым стандартам.
- Неудовлетворительные результаты, не отвечающие ожиданиям.
Также, если исполнителю не удается выполнить работу в срок, это является законным основанием для возврата средств. Легко отследить, когда срок достижения результата превышен: разумное время выполнения определяется в зависимости от характера услуг.
Как действовать при отказе?
Если необходимость возврата предоплаты возникла, важно понимать, какие шаги предпринять. В первую очередь, следует составить письменную претензию и направить её исполнителю. Претензия должна содержать:
- Имя и адрес исполнителя.
- Данные потребителя (ФИО, адрес, контактные данные).
- Сведения о договоре и причина возврата.
Согласно закону, ответ на претензию должен быть предоставлен в течение 10 дней, в противном случае потребитель имеет право на дополнительные меры, включая обращение в суд.
Знание своих прав и четкая последовательность действий помогут решить проблему возврата предоплаты в пользу потребителя.































